С миру по нитке



    Консультация для родителей
Приобщение детей дошкольного возраста          
                             к народным праздникам

Знакомство с православными праздниками, обычаями русского народа, приобщение детей к истокам русской народной культуры - одно из направлений работы детского сада. Празднование Пасхи в нашем саду стало уже традицией. Готовиться к ней мы начинаем заранее. В каждой группе  воспитатели и муз. руководитель проводят ознакомительные беседы, комплексные занятия. Дети украшают пасхальные яйца-крашенки и писанки. Взрослые делятся старинными рецептами росписи пасхальных яиц, рассказывают историю возникновения праздника, объясняют предназначение пасхального яйца. На музыкальных занятиях дети учат песни, танцы, игры, заклички, приговорки , потешки. Завершается праздник – веселым развлечением. Здесь все « как положено» : красивые стихи, задорные народные песни, веселые хороводы, песни о дружбе. И какой же праздник  без русских игр  с яйцами! Ведь с давних времен в Пасхальную неделю и  стар и млад  соревновался :  чье яичко дальше прокатится, чье дольше всех прокрутится, а чье  и разобьется. В домашних условиях можно провести  пасхальные игры с  крашенками :

1.     Катание яиц по желобку.
2.      Стукание яиц.

В знак дружбы и любви дети на празднике обмениваются крашенками, желают друг другу здоровья, добра.
Подобные мероприятия воспитывают подрастающее поколение духовно  -нравственно, учат любить свою культуру и страну.


 Муз.руководитель  Сергоманова Т.С. МБДОУ д/с №4 г. Бикин


 Выступление на педагогическом совете.
Музыкотерапия  как эффективный метод оздоровления дошкольников.

"Музыка обладает  магической силой  

и может усмирить дикаря, смягчить  

камень или согнуть кряжистый дуб"




                                                                                            У. Конгрив, британский драматург, 18 век.





 Входя в новое тысячелетие, мы оставляем за собой  эпоху, когда врачи диагностировали заболевание и предписывали лечение, а пациенты  механически повиновались им.  Мы можем использовать музыку для того, чтобы стать чувствительнее к ритмам своего организма. О лечебных свойствах музыки китайские мудрецы писали еще до нашей эры.  О том, что определенные мелодии способны влиять на душевное и физическое состояние человека, хорошо знали в Древней Греции, в Риме. Армянские манускрипты даже предлагали рецепты музыки, останавливающей кровь. Американская медицина впервые начала экспериментировать с терапевтическим использованием  музыки в 19 – нач. 20 в.в.  В 1914 г. в журнале  Американской медицинской ассоциации было опубликовано письмо доктора Кейна, который сообщал об использовании фонографа для “успокоения и отвлечения пациентов” во время хирургической операции.  Современная музыкотерапия начинает развиваться с конца 40-х годов, взяв за основу опыт использования музыки для снятия невроза у солдат второй мировой войны.
История развития музыкотерапии в России  не столь богата, но все же и у нас имеются свои достижения в этой области.         
        В 1997 году Михаилом Львовичем Лазарев – заведующим лабораторией валеологии Московского института повышения квалификации работников образования, действительным членом Академии педагогических и социальных наук, национальным координатором Российского отделения Европейской сети школ формирования здоровья была создана программа “Здравствуй” (программа формирования здоровья детей дошкольного возраста), в которой музыке отводится центральное место, так как “ именно в ней заложен колоссальный потенциал для оздоровления”. 
Во-первых, музыка воздействует на многие сферы жизнедеятельности через три основных фактора: вибрационный, физиологический и психологический.
1.     Вибрационный фактор музыки является стимулятором обменных процессов на уровне клетки.Более того, звуковой вибрационный фактор через звуки имени ребенка в буквальном смысле слова формирует его организм. Каждое имя имеет свой набор звуков, создающих уникальное вибрационное поле.
2.     Физиологический фактор музыки способен изменять различные функции организма, такие как дыхательная, двигательная, сердечно-сосудистая.
          Во-вторых, музыка имеет фундаментальные начала всего живого: ритм, мелодию и гармонию. Она учит ребенка чувствовать ритмы жизни, гармонизует его собственные биоритмы, позволяет почувствовать себя частью космоса, выйти за пределы своих личных проблем. 
         В-третьих, музыка позволяет дозировать психофизическую нагрузку, начиная с прослушивания нежных звуков и доходя до мощных ритмов аэробики и танцев. Разные виды музыки воздействуют на различные функции организма. Например,  при нарушении дыхательной функции можно использовать духовые инструменты, при нарушении мелкой моторики пальцев – клавишные инструменты, при психоневрологических нарушениях – прослушивание музыки. Важно отметить, например, что дыхательная  музыкотерапия позволяет детям заниматься оздоровлением, не замечая процесса лечения.
         В-четвертых, музыка позволяет совершенствовать дыхательную функцию опосредованно. Например, играя на духовом инструменте, ребенок должен подчинить свое дыхание тому размеру, который заложен в пьесе. Это справедливо и для других нюансов музыки. Следует отметить, что эмоции тесно связаны с дыханием. Например, радость сопровождается дыханием в 17 вдохов в минуту, активная грусть- 20 вдохов в минуту, страх –60 вдохов, гнев – 40 вдохов. В соответствии с этим, влияя на ритм дыхания через музыкальную фразу, мы можем моделировать эмоциональное состояние ребенка.                
В-пятых, Практически в каждой группе детского сада прослеживается сложная картина межличностных отношений детей. Дошкольники дружат, ссорятся, мирятся, обижаются, помогают друг другу. Все эти отношения остро переживаются участниками и несут массу разнообразных эмоций. Эмоциональная напряженность и конфликтность в сфере детских отношений значительно выше, чем в сфере общения с взрослым. Музыка, оживляя эмоциональную сферу, восстанавливает иммунобиологические процессы.  Имеется в виду, что при снижении эмоционального тонуса или при наличии негативных эмоций снижается иммунитет человека, и он чаще болеет. Cпециально подобранная музыка дозировано тренирует эмоциональный мир ребенка и повышает уровень иммунных процессов в организме, т. е. приводит к снижению его заболеваемости. Музыку можно рассматривать и как способ улучшения эмоционального фона в семье, что может привести к гармонизации взаимоотношений в ней. Другими словами, музыка может стать одним из условий формирования здорового образа жизни, а оздоровительные занятия с использованием музыки дадут потрясающий эффект.



                                                                              МБДОУ детский сад №4 г. Бикин
                                                                              Сергоманова Т.С. муз.рук.


Уважаемые коллеги почитайте, это интересно! (Лаптиева Ольга Викторовна МА ДОУ № 187 г. Хабаровск)




Негативные установки
Позитивные установки
Сказав так
Подумайте о последствиях
Вовремя исправьтесь
«Не будешь слу­шаться, с тобой никто  не  будет дружить...»
Замкнутость, отчужден­ность, безынициатив­ность, подчиняемость, угодливость, привержен­ность стереотипному по­ведению
«Будь собой, у каж­дого в жизни есть друзья!»
«Горе ты мое!»
Чувство вины, низкая са­мооценка, враждебное отношение к окружа­ющим, отчуждение, кон­фликты с родителями
«Счастье мое, ра­дость моя!»
«Плакса-вакса, нытик!»
Сдерживание эмоций, внутренняя озлоблен­ность, тревожность, глу­бокое переживание даже незначительных проблем, повышенное эмоциональ­ное напряжение, страхи
«Поплачь, будет легче...»
«Вот дурашка, все готов раздать...»
Низкая самооценка, жад­ность, накопительство, трудности в общении со сверстниками, эгоизм
«Молодец, что де­лишься с други­ми!»
«Не твоего ума
дело!..»
Низкая самооценка, за­держки в психическом развитии, отсутствие сво­его мнения, робость, отчужденность, конф­ликты с родителями
«А ты как дума­ешь?..»
«Одевайся теплее, заболеешь!»
Повышенное внимание к своему здоровью, тре­вожность, страхи, частые простудные заболевания
«Будь здоров, за­каляйся!»
«Ты совсем как твой папа (ма­ма)...»
Трудности в общении с ро­дителями, идентифика­ция с родительским по­ведением, неадекватная самооценка, упрямство, повторение поведения родителя
«Папа у нас заме­чательный чело­век!»
«Мама у нас умни­ца!»
«Ничего не уме­ешь делать, не­умейка!»
Неуверенность в своих силах, низкая самооцен­ка, страхи, задержки психического развития, безынициативность, низкая мотивация к до­стижению
«Попробуй еще, у тебя обязательно получится!»
«Не  кричи так, оглохнешь!»
Скрытая агрессивность, повышенное психоэмо­циональное напряже­ние, болезни горла и ушей, конфликтность


«Скажи мне на ушко, давай по­шепчемся!..»
Негативные установки
Позитивные установки
Сказав так
Подумайте о последствиях
Вовремя исправьтесь
«Противная дев­чонка, все они капризули!» (маль­чику о девочке) «Негодник, все мальчики забияки и драчуны!» (де­вочке о мальчике)
Нарушения в психосек­суальном развитии, ос­ложнения в межполовом общении, трудности в выборе друга противопо­ложного пола
«Все люди равны, но в то же время ни один не похож на другого»
«Неряха, грязну­ля!»
Чувство вины, страхи, рассеянность, невнима­ние к себе и своей вне­шности, неразборчи­вость в выборе друзей
«Как приятно на тебя смотреть, ко­гда ты чист и акку­ратен!»
«Ты плохой, оби­жаешь маму, я от тебя уйду к друго­му ребенку!..»
Чувство вины, страхи, тревожность, ощущение одиночества, нарушения сна, отчуждение от ро­дителей, уход в себя или «уход» от родителей
«Я никогда тебя не оставлю, ты са­мый любимый!»
«Жизнь очень труд­на: вырастешь — узнаешь!..»
Недоверчивость, трусость, безволие, покорность судьбе, неумение пре­одолевать препятствия, склонность к несчастным случаям, подозритель­ность, пессимизм
«Жизнь интерес­на и прекрасна! Все будет хоро­шо!»
«Уйди с глаз моих, встань в угол!»
Нарушения взаимоотно­шений с родителями, «уход» от них, скрыт­ность, недоверие, озлоб­ленность, агрессивность
«Иди ко мне, да­вай во всем разбе­ремся вместе!»
«Не ешь много сладкого, зубки будут болеть и бу-дешьто-о-олстая!»
Проблемы с лишним ве­сом, больные зубы, само­ограничение, низкая са­мооценка, неприятиесебя
«Кушай на здоро­вье!»
«Все вокруг об­манщики, надейся только на себя!»
Трудности в общении, подозрительность, завы­шенная самооценка, страхи, проблемы сверх­контроля, ощущение одиночества и тревоги
«На свете много добрых людей, го­товых тебе по­мочь...»
«Ах ты, гадкий уте­нок! И в кого ты та­кой некрасивый!»
Недовольство своей вне­шностью, застенчи­вость, нарушения в об­щении, чувство безза­щитности, проблемы с родителями, низкая са­мооценка, неуверен­ность в своих силах и возможностях




«Как ты мне нра­вишься!»
Негативные установки
Позитивные установки
Сказав так
Подумайте о последствиях
Вовремя исправьтесь
«Нельзя ничего самому делать, спрашивай разре­шения у старших!»
Робость, страхи, неуве­ренность в себе, безыни­циативность, боязнь старших, несамостоя­тельность, нерешитель­ность, зависимость от чу­жого мнения, тревож­ность
«Смелее, ты все можешь сам!»
«Всегда ты не во­время, подож­ди...»
Отчужденность, скрыт­ность, излишняя само­стоятельность, ощуще­ние беззащитности, не­нужности, уход в себя, повышенное психо­эмоциональное напря­жение
«Давай я тебе по­могу!»
«Никого не бойся, никому не усту­пай, всем давай сдачи!»
Отсутствие самоконтро­ля, поведенческой гибко­сти, агрессивность, слож­ности в общении, про­блемы со сверстниками, ощущение вседозволен­ности
«Держи себя в ру­ках, уважай лю­дей!»




 

 

 

 

МБДОУ детский сад № 4 г. Бикина


 

 Выступление на педагогическом совете

«Музыкотерапия – это лекарство, которое слушают»

 

 

Музыкальный руководитель:

Сергоманова Т.С.

 

2014

 

 

Многие дошкольники не могут самостоятельно справиться с нервно-психическими нагрузками, которые они испытывают в ДОУ и дома. И наша с вами задача всеми доступными средствами помочь детям решить эти проблемы. Одним из таких средств является музыкотерапия. Так что же это такое – музыкотерапия? Музыкотерапия - метод, использующий музыку как средство нормализации эмоционального состояния, устранения страхов, двигательных и речевых расстройств, психосоматических заболеваний, отклонений в поведении, при коммуникативных затруднениях.
Музыка – источник особой детской радости. В раннем возрасте ребёнок открывает для себя красоту музыки, её волшебную силу, а в различной музыкальной деятельности раскрывает себя, свой творческий потенциал. Раннее общение с музыкой, занятия основными видами музыкальной деятельности способствуют полноценному психическому, физическому и личностному развитию ребенка.
Задача по раннему музыкальному воспитанию дошкольника – это развитие эмоциональной отзывчивости на музыку. На этом фундаменте ярких музыкальных впечатлений, образов, характеров базируется и развитие активности в детском музыкальном исполнительстве, и музыкально-творческие проявления детей. Сила музыки в том, что она способна передавать смену настроений, переживаний – динамику эмоционально-психических состояний человека.
Детям не нужно долго объяснять, что чувствует человек, когда ему грустно; достаточно только сыграть грустную мелодию, и малыши начинают понимать состояние печали с первых тактов. Музыка помогает им осваивать мир человеческих чувств, эмоций, переживаний.
Дыхательная музыкотерапия, включающая в себя  дыхательную гимнастику под музыку и различные упражнения для развития певческого дыхания, позволяет детям заниматься оздоровлением, не замечая процесса лечения. Дыхательная музыкотерапия – это тренинг дыхательной функции человеческого организма. Особое место в ней отводится пению. Тембр голоса, манера говорить, интонации, наряду со смыслом слов, много могут рассказать о чувствах и характере говорящего, о его настроении и внутреннем состоянии. Голос «говорящий музыкальный инструмент». Голос является составляющей различных психофизиологических процессов, происходящих в организме. На тембр, громкость и другие качества голоса влияют такие факторы как эмоциональный тонус, мышечный тонус и др. Таким образом, изучение и использование основ музыкальной терапии, подбор репертуара, слушания музыки является важным фактором повышения психолого - педагогической эффективности курса в дошкольных образовательных учреждениях.
Музыкотерапия строится на подборе необходимых мелодий и звуков, с помощью которых можно оказывать положительное воздействие на человеческий организм. Это способствует общему оздоровлению, улучшению самочувствия, поднятию настроения, повышению работоспособности. Такой метод дает возможность применения музыки в качестве средства, обеспечивающего гармонизацию состояния ребенка: снятие напряжения, утомления, повышение эмоционального тонуса, коррекцию отклонений в личностном развитии ребенка и его психоэмоциональном состоянии.
Музыкальное восприятие – сложный творческий процесс, в основе которого лежит способность слышать, переживать музыкальное содержание. Слушая музыку, ребенок «вживается» в музыкальные образы, которые пробуждают ассоциации, почерпнутые из его личной жизни. Музыка может выступать как метод стимуляции, который направлен на пробуждение интереса к излагаемому материалу, удивлению, любопытству. Именно гармоничная музыка способна сосредотачивать внимание дошкольников и помогает быстрее запомнить новый материал.
Вот некоторые советы по использованию музыкальных композиций в различных случаях. Они помогут как при работе с детьми, так при нормализации собственного состояния.
Как уменьшить чувство тревоги и неуверенности? В этом вам помогут мажорные мелодии, темпа ниже среднего. Народная и детская музыка дает ощущение безопасности.
Как уменьшить нервное возбуждение? Гиперактивным детям полезно часто и подолгу слушать спокойную, тихую музыку.
Хотите спокойствия? Расслабляющим действием обладают звуки флейты, игра на скрипке и фортепиано. Успокаивающий эффект носят звуки природы (шум моря, леса), вальсы, произведения Вивальди.
Как избавиться от напряженности в отношениях с людьми? Включите произведения Баха.
Депрессия? Помогут скрипичная и церковная музыка. Произведения Моцарта.
У вас мигрень, головная боль? Ставьте диск с религиозной музыкой или классикой: Моцарт «Дон Жуан» , Лист «Венгерская рапсодия №1».
Для поднятия общего жизненного тонуса, улучшения самочувствия, активности нужна ритмичная, бодрящая музыка. Можно использовать различные марши: их прослушивание повышает нормальный ритм человеческого сердца в спокойном состоянии, что оказывает бодрящее, мобилизующее воздействие. Из классики «вялым» детишкам можно поставить: Чайковский «Шестая симфония» - часть 3, Бетховен «Увертюра Эдмонд», Шопен «Прелюдия 1, опус № 28», Лист «Венгерская рапсодия №2».
Для уменьшения агрессивности, непослушания подойдет опять же классика: Бах «Итальянский концерт», Бетховен «Лунная соната».
Сердечно-сосудистую систему, в том числе и кровяное давление, приведет в норму «Свадебный марш» Мендельсона, «Ноктюрн ре-минор» Шопена и «Концерт ре-минор» для скрипки Баха. Очень помогает как прослушивание русских народных песен, так и самостоятельное исполнение их. Дыхательная система любит вокальное пение. Вокальное пение избавляет даже от бронхиальной астмы. Желудочно-кишечный тракт с радостью воспринимает «Сонату №7» Бетховена. А чтобы ребенок  быстро заснул и видел хорошие сны, можно негромко включить музыку с медленным темпом и четким ритмом.
Как слушать?
• Продолжительность - 15-30 минут.
• Лучше всего прослушивать нужные произведения утром после пробуждения или после пробуждения во второй половине дня.                                                                                                              • Во время прослушивания можно выполнять обычные бытовые дела (уборка игрушек, подготовка к занятиям, подготовка постели). А еще лучше заниматься  чем-нибудь приятным, например просмотром фотографий, поливкой цветов.
Конечно, не обязательно слушать только классику, можно выбирать и другие стили. Но, как показывает опыт психологов, работающих с музыкотерапией, «именно классическая музыка влияет «базово», глубоко и надолго, существенно ускоряя процесс лечения», а значит, гораздо лучше помогает добиться необходимого эффекта и при обычном «домашнем» применении.
Музыкотерапия – может оказать Вам большую помощь в решении проблем со здоровьем. Лечение музыкой становиться все более популярным и распространенным. Будьте осторожны, т.к. воздействие музыки на человека может быть многогранным!

..........................................................................................................................................................



МБДОУ  Детский сад комбинированного вида  №122

НАРОДНЫЕ ПРАЗДНИКИ – КАК СРЕДСТВО   НРАВСТВЕННОГО  И


ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ

СООБЩЕНИЕ  ИЗ  ОПЫТА  РАБОТЫ


Музыкальный руководитель: Шириадзинова Надежда Михайловна

 г. Хабаровск
             
Народная культура является одним  из средств нравственного, познавательного и эстетического развития детей, а также совершенным средством музыкального воспитания.  «Народное искусство – это глубокий, незамутнённый источник художественных образов, доступных пониманию детей», - отмечает известный педагог и теоретик по проблемам дошкольного воспитания Т.С.Комарова. Действительно, умелое использование народного искусства является важным средством для пробуждения интереса детей к народным обычаям, традициям, культуре, искусству, к истории родного края. Решению этой задачи способствуют беседы, занятия и, конечно, праздники.
       Праздники и развлечения на фольклорном материале вносят радость и духовную красоту в жизнь ребёнка, воспитывают в нём любовь к родной природе, уважение к культурному наследию народа, формируют гражданские проявления: любовь к Родине, к своему народу. Воспитание на народных традициях несёт детям не только радость, эмоциональный и творческий подъём, но и становится неотъемлемой частью развития этнокультурного опыта и музыкальных способностей. Фольклор стимулирует творческие проявления детей, будит их фантазию.
        В нашем саду стало традицией отмечать  Масленицу и Рождество, Осенью и весной я провожу праздники, написанные на основе русского фольклора. Даже на День смеха стараюсь использовать народный фольклор (потешки, небылицы, народные игры). Летом проводила праздник Ивана Купала. При проведении праздника даю детям возможность погрузиться в мир русского быта, русской культуры. Использую русские народные песни, игры, хороводы, потешки, прибаутки. Детям фольклор близок и интересен, а я помогаю им, приобщаясь к фольклору играть, набираться ума-разума, становится добрее, понимать шутку, юмор, радоваться. Фольклор помогает  в обучении детей чистой и выразительной речи, а также помогает развивать у детей чувство ритма, выразительность движений, творческие способности. Во время подготовки праздника стараюсь быть с детьми максимально близко, передавая им свои чувства и умения. Дети сразу включаются в игру, получая от этого радость, удовольствие, ведь  фольклорное искусство предполагает обязательный эмоциональный и энергетический обмен. Дети эмоционально передают игровые образы, проявляют творчество в инсценировках и свободных плясках. У детей развиты дружеские взаимоотношения в играх, они умеют подчинять свои интересы, интересам всего коллектива.
В дошкольном возрасте – это только первые встречи, первое знакомство детей с истоками отечественной культуры, которое я стараюсь осуществлять  в доступной эмоционально-игровой форме. Без натаскивания и муштры, естественно и непринуждённо обеспечивая положительные эмоции, стараюсь  создавать интерес, духовно развивать ребёнка, раскрывать его творческие возможности и приобщать его к нравственным ценностям своего народа.

,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,


          


МБДОУ детский сад комбинированного вида №122   

 СООБЩЕНИЕ

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ  ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО РАЗДЕЛУ «МУЗЫКА»

Музыкальный руководитель: Шириадзинова Надежда Михайловна

                             г.Хабаровск   2014год

«Музыкальное воспитание – это не воспитание музыканта, а прежде всего, воспитание человека»  В. Сухомлинский
Одна из важных задач, стоящих перед обществом, - это воспитание гармонической личности. Это, прежде всего, формирование духовной культуры, частью которой является музыкальная культура. Необходимо с раннего возраста создавать условия для общения детей с музыкой, развивать их потребности, интересы, эмоции, чувства, вкусы, воображение, расширять кругозор, побуждать детей к творчеству.
Дошкольное детство – это самая благоприятная пора приобщения ребёнка к миру прекрасного. Музыка является средством всестороннего развития и воспитания детей.
Работая по программе В.И.Логиновой «Детство» активно внедряю в свою работу программу И.Каплуновой и И.Новоскольцевой «Ладушки». Основная задача программы – введение ребёнка в мир музыки с радостью и улыбкой. По сути – эти слова являются девизом программы.
1.     Одним из главных принципов в моей работе с детьми является создание обстановки, в которой ребёнок чувствует себя комфортно. Считаю не допустимым принуждать детей к действиям (играм, пению), даю возможность им освоиться, захотеть принять участие в занятии. Согласно конвенции о правах ребёнка, он имеет полное право на выражение своих чувств, желаний, эмоций. Сегодня на развлечении вы видели, что дети ведут себя раскованно, раскрепощённо, с удовольствием играют и поют.
2.     Второй принцип – целостный подход в решении педагогических задач:
·        Обогащение детей музыкальными впечатлениями через пение, слушание, игры и пляски, музицирование.
·        Претворение полученных впечатлений в самостоятельной игровой деятельности.
Музыкальный и речевой материал, игрушки, атрибуты, пособия по теме домашние животные и птицы мы подбирали вместе с воспитателем. Детям гораздо интереснее петь и рассказывать, когда они видят и могут потрогать, погладить игрушку. Цель нашего развлечения: обогащение представления детей о домашних животных и птицах средствами устного фольклора.
3.     Принцип последовательности предусматривает усложнение поставленных задач по всем разделам музыкального воспитания.
На данном развлечении мы использовали  материал и из младшей группы. Пальчиковую гимнастику «Кот Мурлыка», песенку «Ко-ко-ко», хоровод «Ходит Васька серенький» мы просто повторили с прошлого года. Дети закрепляют тему домашние животные и птицы, используя словесный материал самостоятельно (читают потешки).
4.     Четвёртый принцип – соотношение музыкального материала с природным и историко-культурным календарём. В силу возрастных особенностей дети не всегда могут осмыслить значение того – или иного календарного события. Нужно дать им возможность принять в нём посильное участие, посмотреть выступление других детей и воспитателей и в какой-то мере проявить свои творческие способности (станцевать, спеть песенку или частушку, принять участие в весёлой игре).
5.     Одних из важнейших принципов музыкального воспитания является принцип партнёрства. Авторитарный стиль поведения педагога («Я взрослый», Я больше тебя знаю», «Делай, как я говорю») считаю недопустимым. Общение с детьми стараюсь строить на равных, партнёрских, отношениях. «Давайте поиграем», «Покажите мне», «Кто мне поможет». Дети, общаясь на таком уровне, интуитивно всё равно воспринимают взрослого как учителя, педагога. Но мягкий, спокойный тон и дружелюбное общение создают непринуждённую, тёплую и доверительную обстановку. Следовательно, группа детей, воспитатель и музыкальный руководитель становятся единым целым. Надеюсь, что и сегодня на нашем развлечении детям было хорошо и комфортно. У детей было хорошее настроение.
6.     Немаловажным является и принцип положительной оценки деятельности детей, что способствует ещё более высокой активности, эмоциональной отдаче, хорошему настроению и желанию дальнейшего участия в творчестве. Конечно, замечания нужно делать, но в очень корректной, деликатной и доброжелательной форме. Тон педагога должен оставаться спокойным, добрым. Улыбка обязательна. Дети, как правило, спокойно воспринимают такие замечания и стараются всё сделать лучше. Детям младшего и среднего возраста, замечания практически никогда не делаю. Только напоминаю, чтобы во время пения не кричали.
Музыкальное занятие я начинаю с приветствия. Значение приветствия на занятии очень важно. Здороваясь, дети настраиваются на позитив, создаётся атмосфера доброжелательности, заинтересованности и активного участия. Одновременно решаются и педагогические задачи – воспитывается доброе, внимательное отношение друг к другу, формируются коммуникативные навыки. Дети в приветствии учатся петь музыкальные интервалы, здороваться с помощью звучащих и немых жестов, придумывать приветствия самостоятельно. Слушание  музыки в детском саду – очень важное, необходимое, а главное, интересное направление развития детей. Оно направлено на формирование основ музыкальной культуры. Реализовать эту цель помогает доступный детскому восприятию отбор произведений. Я знакомлю детей  с произведениями музыкальной классики (отечественной и зарубежной) и народной музыкой. Для лучшего восприятия, стараюсь к каждому музыкальному произведению подобрать  иллюстрацию или игрушку, придумывая небольшие сюжеты. Распеванию и пению уделяю тоже очень большое внимание. Собственное исполнение песен доставляет детям удовольствие, радость. Для того чтобы не акцентировать внимание детей на недостатках (прерывистое дыхание, нечёткое произношение, гудение), я предлагаю им весёлые песенки-распевки. Пляски, игры, хороводы. Основная цель этого раздела в занятии – дать детям подвигаться под музыкальное сопровождение, создать радостное настроение. Закрепить в непринуждённой атмосфере ритмические движения, правила игры, развить ориентировку в пространстве, формировать коммуникативные отношения. Особое внимание я уделяю детскому массовому танцу, где от детей не требуется долгого разучивания последовательности движений. Танец всегда был и остаётся любимым занятием детей, он и развлекает и развивает ребят.        
Конечно же, у меня, как у музыкального руководителя, одной из главных задач является – способствовать духовно – нравственному развитию личности ребёнка, через ознакомление с народным творчеством и традициями. В детском саду я веду фольклорный кружок «Сударушка». Ведь известно, что народная культура является одним из средств нравственного, познавательного и эстетического развития детей, а также совершенным средством музыкального воспитания. «Народное искусство – это глубокий, незамутнённый источник художественных образов, доступных пониманию детей», - отмечает известный педагог и теоретик по проблемам дошкольного воспитания Т. С. Комарова. Действительно, умелое использование народного искусства является важным средством для пробуждения интереса детей к народным обычаям, традициям, культуре, искусству, к истории родного края. Решению этой задачи способствуют беседы, занятия и, конечно, праздники. Праздники и развлечения на фольклорном материале вносят радость и духовную красоту в жизнь ребёнка, воспитывают в нём любовь к родной природе, уважение к культурному наследию  народа, формируют гражданские проявления: любовь к Родине, к своему народу. Воспитание на народных традициях несёт детям не только радость, эмоциональный и творческий подъём, но и становится неотъемлемой частью развития этнокультурного опыта и музыкальных способностей. Фольклор стимулирует творческие проявления детей, будит их фантазию. В нашем детском саду стало традицией отмечать Масленицу и Рождество. Осенью и весной я провожу праздники, написанные на основе русского фольклора. При проведении праздника даю детям возможность погрузиться в мир русского быта, русской культуры. Детям фольклор близок и интересен, а я помогаю им, приобщаясь к фольклору играть, набираться ума-разума, становиться добрее, понимать шутку, юмор, радоваться. Фольклор помогает в обучении детей чистой, выразительной речи, а также помогает развивать у детей чувство ритма, выразительность движений, творческие способности. Во время подготовки праздника стараюсь быть с детьми максимально близко, передавая им свои чувства и умения. Дети сразу включаются в игру, получая от этого удовольствие, ведь фольклорное искусство предполагает обязательный и энергетический обмен. Дети эмоционально передают игровые образы, проявляют творчество в инсценировках и свободных плясках. У детей развиваются дружеские взаимоотношения в играх, они умеют подчинять свои интересы, интересам всего коллектива. В дошкольном возрасте – это только первые встречи, первое знакомство детей с истоками отечественной культуры, которое я стараюсь осуществлять в доступной эмоционально-игровой форме. Без натаскивания и муштры, естественно и непринуждённо обеспечивая положительные эмоции, стараюсь создавать интерес, духовно развивать ребёнка, раскрывать его творческие возможности и приобщать его к нравственным ценностям своего народа.
Тема праздников в детском саду – очень актуальна на сегодняшний день. Яркие, радостные праздники оставляют в душе ребёнка неизгладимый след и, безусловно, нужны. Тематика и содержание праздников должны быть понятны, доступны детям. Организация праздника и подготовка к нему должны отвечать интересам детей, учитывать их возрастные и индивидуальные особенности. Нужно предусматривать активное участие всех детей. Праздник – это то, что взрослые делают для детей, а не то, что дети делают для взрослых! И, конечно же, педагогическая деятельность музыкального руководителя ни в коем случае не должна сводиться к проведению бесконечных праздников. Основа музыкального воспитания это качественные, очень насыщенные музыкальные занятия. Именно на занятиях происходит музыкальное образование, развитие и воспитание детей. Стараюсь находить такие формы проведения праздников, которые бы не утомляли детей, а зачастую и взрослых. Важно не забывать о психологическом и эмоциональном состоянии детей.

     



Музыкальный руководитель  Назарова Е.М.

                         Интегрированные занятия в старшей группе



(рисование , музыка, развитие речи)

Тема: В мой порт зашел кораблик.
Цель: Развитие воображения, эмоциональное развитие детей,
            стимулировать  стремление к творчеству.       
Задачи: Познакомить с жанром изобразительного искусства-
                иллюстрированием, с творчеством композитора
                В.Шаинского.Расширить словарный запас.
Оборудование: Диски с песнями к мультфильму « Мы пришли
                              сегодня в порт». Шумовое сопровождение- шум
                              прибоя.крик чаек.Портрет В.Сутеева.Выставка
                              детских книг ходожника В.Сутеева. Мольберт,    
                              фломастеры, листы бумаги.  
                                                Ход.
Дети заходят в зал под шум прибоя,крики чаек , рассаживаются.
-Сегодня у нас не совсем обычное занятие.Что означает этот шум?
-Кто из вас видел море?Какое оно? (большое,бескрайнее,бесбрежное)
Суда и корабли в море кажутся игрушечными и хрупкими, особенно в те
моменты, когда оно не спокойно.Сейчас я попробую нарисовать море
(делает несколько штрихов на мольберте) а вот это кораблик,совсем как в стихотворении.
В мой порт зашел кораблик,веселенький такой
С зеленою кормою и розовой трубой
Что это за кораблик – вы спросите меня
Его мне нашептала фантазия моя
Кто капитан кораблика,мне предстоит решить
Упс… карандаш сломался!Пойду его чинить
-Какая жалость,сломался.Пока я буду чинить карандаш, послушайте песню из мульфильма «в порту».
        Слушание песни «Мы пришли сегодня в порт» муз.Минкова.
-Поделитесь впечатлениями ,расскажите о содержании песни , характере.
Словарная работа: территория – поверхность земного шара.
Акватория-это море,океаны,заливы,озера.
Порт и причал – гавань,пристань, место для стоянки кораблей.
-Что вы видите на мольберте (рисунок:море,корабль)
Он не похож на настоящий корабль,потому что существует только в моём
воображении.Я прочла стихотворение о веселом кораблике с зеленою кормой
и розовой трубой.Получилась красочная картинка-иллюстрация, которая
помогла рассказать о необыкновенном кораблике, и всё благодаря вот
этим волшебным карандашам.Волшебной силой обладает не только
карандаш,но и ручка, фломастер.В руках настоящего художника они
творят удивительные чудеса.Верными помошниками художника являются
и другие предметы, послушайте загадки.
-Тот,кто любит рисовать,сразу может разгадать
На белом просторе рисую я море,солнце , чаек над волной
Всё.Готов рисунок мой(белый лист бумаги)
-Я не стол, ну и не лавка,для картин служу подставкой
Три ноги, но рук, жаль нет, потому что я….(мольберт)
-С художником творим  мы чудеса
Был чистым холст-и вот уже поля,леса
Все замысла творца немедля исполняю.
Фантазии его в реальность превращая (Кисть)
-Предлагаю вам совершить прогулку на параходике.Согласны?
Ну тогда включим воображение….и полный вперед!
(Звучит «Песенка катерка» муз.Минкова)
-Наш корабль зашел в сказочную гавань, мастерскую известного
детского писателя, художника-иллюстратора Владимира Сутеева.
Многим его сказки вам ,ребята, хорошо знакомы.
(Выставка иллюстраций сказок: «Кто сказал мяу?», «Мешок яблок», «Под грибком» и др.)
-Создается впечатление, что смотришь мульфильм,насколько
сказочные персонажи непоседливые, яркие и живые. (Дети рассматривают
 иллюстрации, обмениваются мнениями)
Воспитатель читает сказку Сутеева, «Кораблик».
-Прогулка продолжаеся. Вспомним песню «Белые кораблики»муз.В.Шаинского
                Исполнение песни детьми.
-За песенкой время в дороге пролетело быстро.где мы сейчас находимся
(Звучит вступление песни «Чунга –чанга» муз. Шаинского)
-Догадались ребята? На необыкновенном чудо-острове,где жить легко и
просто,где синий небосвод и лето круглый год. А придумали этот удивительный
остров поэт Юрий Энтин и композитор Владимир Шаинский. Давайте вспомним песни этого композитора.
                  Танец «Чунга-чанга»
-Попрощаемся с острова, возвращаемся на корабль.Отплываем.
(Под песню «Дельфины» муз. Минкова дорисовывает за бортом кораблика дельфинов)
-Ну вот и подошла к концу наша морская прогулка. Где мы с вами сегодня побывали?
-Что интересного вам удалось увидеть во время прогулки?
-Какие они-дельфины?(Добрые,мокрые, с умными глазами)
-Какие только чудеса не случаются с людьми, верящими в сказку.Став взрослыми,
они сохранили в себе,замечательную способность переноситься в мир детства, видеть все вокруг в ярких волшебных сказках.
-Нарисуйте иллюстрации к любой из понравившихся сказок Владимира Сутеева.
(Выставка детского творчества).                                                                                                                                          
 


иииииииииииииииииииииииииииииииииииииииииииииииииииииииииииииииии

МБДОУ Детский сад комбинированного вида №122

г.Хабаровск 

                        НЕПОСРЕДСТВЕННО ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
                                                                                    
                                     ПО  МУЗЫКАЛЬНОМУ РАЗВИТИЮ
                                 И ХУДОЖЕСТВЕННОМУ ТВОРЧЕСТВУ
                                                  «РУССКИЕ НАПЕВЫ»

 Музыкальный руководитель:  Шириадзинова Надежда Михайловна
Воспитатель:  Почипова Ирина Ивановна



Цель: Приобщение детей к народной культуре средствами фольклора и художественного творчества,  воспитание патриотических чувств и позитивного отношения к народному творчеству.
Задачи:
- Обобщить знания детей о русском фольклоре – пословицах, поговорках, народной песне.
- Развивать музыкальные способности, вокальные навыки. Учить определять жанры русской народной песни.
- С помощью знакомых художественных приемов (раскрашивание, складывание бумаги «гармошкой», наклеивание) закончить образ главного героя музыканта Тимошки.
Предварительная работа: Подготовить карту путешествия, познакомить детей с жанрами русской народной песни. Дети (с помощью родителей) разучивают пословицы и поговорки о русской песне, частушки. Оформить зал в народном стиле. Подготовить детям русские костюмы.
Ресурсы: муз.центр, мультимедийное оборудование, мольберт, план путешествия, альбомные листы, карандаши или фломастеры, цветная бархатная бумага, клей.
Ход:
Под музыку дети заходят в зал  по одному друг за другом, проходят через середину и расходятся в разные стороны. Затем идут через середину парами, расходятся вправо, влево и идут четвёрками. Змейкой выходят на круг и идут на свои места.
Вос-ль: Ребята, на наш адрес сегодня пришло необычное письмо (читает):
             Здравствуйте, ребятишки, озорники и шалунишки.
             Я – музыкант Тимошка из деревни Гармошка (показ слайда)
Жду вас всех в своей избушке, возле леса на опушке.
Чтобы вы поторопились, чтоб в лесу не заблудились -
Посылаю карту вам – я её составил сам.
                                   Прикрепить карту на мольберте
Муз. Рук: Путешествие, ребята, не удастся без труда,
                  Отвечайте дружно, хором: вы к труду готовы?
Дети: Да!
Вос-ль: Впереди вас ждёт река – широка и глубока.
              Вы по ней плывите, да не утоните!
Муз. Рук: «Песню запеваем – дорогу коротаем» - гласит народная пословица.
Вос-ль: А какие пословицы и поговорки о русской песне вы знаете?
Дети:
1.     Бедный песни поёт, а богатый только слушает.
2.     Беседа дорогу коротает, а песня – работу.
3.     Не всяк весел, кто поёт.
4.     Песней коня не накормишь.
5.     Пой песню тот, у кого голос хорош.
6.     Соловья за песни кормят.
Вос-ль: Речку одолели – так вперёд, смелее! На пригорке деревушка под названьем «Веселушка». Развесёлый в ней народ песни русские поёт. И вы запевайте, в деревню ту шагайте!
Дети поют «Долговязый журавель» р.н.п.
Муз. Рук: А теперь вопросы: что вы знаете о русской народной песне.
Правильные ответы сопровождаются показом слайдов
1.     Отгадайте загадку:
Не играет фортепьяно, нет ни скрипки, ни баяна.
Потому что песню пела наша группа (анданте, аллегро, а капелла)

Группа девочек поёт без сопровождения песню «А я по лугу»

2.     Название этого инструмента произошло от слова «жалость» (сопелка, жалейка, рожок).
3.     Назовите музыкальный инструмент, который у каждого человека всегда с собой (балалайка, баян, голос).
4.     Назовите музыкальный инструмент, которым владел Садко (бубен, рожок, гусли)
5.     Отмечая этот праздник, наши предки славили весну (Масленица, Троица, Рождество).
6.     Продолжите стихотворение:
День рожденья отмечай песней русской… («Каравай», «Запевай», «Поздравляй»)
7.     Как называется русский танец в кругу? («Яблочко», «Барыня», «Хоровод»)
8.     Какую песню пела мама своему ребёнку перед сном (потешку, закличку, колыбельную)
9.     Закончите стихотворение:
Собирается народ, он и пляшет и поёт
Песни бодрые, живые, эти песни (плясовые, заводные, озорные).
Вос-ль: Наше путешествие продолжается. Посмотрим на карту: куда нам дальше идти? Слева, видите, гора – нам идти как раз туда. Там живёт Тимошина сестрица – хохотунья и певица. Она любит, чтобы ложки радостно стучали, чтобы песни русские звучали. (Ложки)
Дети исполняют  песню «Как у наших у ворот» р.н.п.   (с ложками)
Вос-ль: Полдороги, полпути мы уже смогли пройти,
                А теперь отдохнём, и частушки пропоём!
Муз. Рук: Девочки-подружки, выходите петь частушки.
                                          Девочки поют частушки
Вос-ль: Спешим в деревню Гармошка, осталось пути немножко,
               А вот и медведь – он тоже любит петь.
               Громко поёт – пройти не даёт.
               Заведёте хоровод, вас пропустит он вперёд.
            Хороводнаярусская народная песня «Земелюшка-чернозём»
Муз. Рук: А теперь наискосок, через тропочку в лесок.
                  Вот, ребята, Тимошкин дом. Хорошо, уютно в нём. (Показ слайда)
                                                Художественная мастерская
Вос-ль: Тимошка-музыкант любит играть на гармошке. Остались не нарядными у него фуражка и сапожки. Раскрасьте их по своему желанию.  А еще чего  не хватает Тимошке? (гармошки)
Дети садятся за столы и под «Русские наигрыши» выполняют работу, раскрашивают сапожки и фуражку Тимошки, выбирая цвет фломастера.
Вос-ль: Перед вами лежат бархатные заготовки бумаги. Из них нужно сложить по контурным линиям гармошку и приклеить, чтобы Тимошка заиграл. Складывают бумагу «гармошкой» и приклеивают гармошку на заготовку в нужном месте.
По ходу работы воспитатель интересуется и советует детям подбирать подходящие по цветовой гамме оттенки.
                                                                   Итог
По окончанию работы воспитатель предлагает детям показать друг другу, какой веселый музыкант Тимошка у них получился (дети радуются выполненным работам).

В приемной группы устраивается мини-выставка выполненных работ для родителей «Музыкант Тимошка, поиграй немножко!»
 

2 комментария:

Unknown комментирует...

МБДОУ Детский сад комбинированного вида №122







НАРОДНЫЕ ПРАЗДНИКИ – КАК СРЕДСТВО НРАВСТВЕННОГО И
ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ


СООБЩЕНИЕ ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ




Музыкальный руководитель: Шириадзинова Надежда Михайловна



г. Хабаровск
Народная культура является одним из средств нравственного, познавательного и эстетического развития детей, а также совершенным средством музыкального воспитания. «Народное искусство – это глубокий, незамутнённый источник художественных образов, доступных пониманию детей», - отмечает известный педагог и теоретик по проблемам дошкольного воспитания Т.С.Комарова. Действительно, умелое использование народного искусства является важным средством для пробуждения интереса детей к народным обычаям, традициям, культуре, искусству, к истории родного края. Решению этой задачи способствуют беседы, занятия и, конечно, праздники.
Праздники и развлечения на фольклорном материале вносят радость и духовную красоту в жизнь ребёнка, воспитывают в нём любовь к родной природе, уважение к культурному наследию народа, формируют гражданские проявления: любовь к Родине, к своему народу. Воспитание на народных традициях несёт детям не только радость, эмоциональный и творческий подъём, но и становится неотъемлемой частью развития этнокультурного опыта и музыкальных способностей. Фольклор стимулирует творческие проявления детей, будит их фантазию.
В нашем саду стало традицией отмечать Масленицу и Рождество, Осенью и весной я провожу праздники, написанные на основе русского фольклора. Даже на День смеха стараюсь использовать народный фольклор (потешки, небылицы, народные игры). Летом проводила праздник Ивана Купала. При проведении праздника даю детям возможность погрузиться в мир русского быта, русской культуры. Использую русские народные песни, игры, хороводы, потешки, прибаутки. Детям фольклор близок и интересен, а я помогаю им, приобщаясь к фольклору играть, набираться ума-разума, становится добрее, понимать шутку, юмор, радоваться. Фольклор помогает в обучении детей чистой и выразительной речи, а также помогает развивать у детей чувство ритма, выразительность движений, творческие способности. Во время подготовки праздника стараюсь быть с детьми максимально близко, передавая им свои чувства и умения. Дети сразу включаются в игру, получая от этого радость, удовольствие, ведь фольклорное искусство предполагает обязательный эмоциональный и энергетический обмен. Дети эмоционально передают игровые образы, проявляют творчество в инсценировках и свободных плясках. У детей развиты дружеские взаимоотношения в играх, они умеют подчинять свои интересы, интересам всего коллектива.
В дошкольном возрасте – это только первые встречи, первое знакомство детей с истоками отечественной культуры, которое я стараюсь осуществлять в доступной эмоционально-игровой форме. Без натаскивания и муштры, естественно и непринуждённо обеспечивая положительные эмоции, стараюсь создавать интерес, духовно развивать ребёнка, раскрывать его творческие возможности и приобщать его к нравственным ценностям своего народа.


Unknown комментирует...

РОДИТЕЛЯМ
Уважаемые родители! Вашему ребёнку 3года. Ребёнок этого возраста легко возбуждается от обилия впечатлений, различных заданий, быстро устаёт, лучше воспринимает и запоминает то, что эмоционально окрашено, интересно. Музыкальные занятия для детей 3 – 4 лет проводятся в первую половину дня два раза в неделю продолжительностью 15 минут. Наш девиз: «Ввести ребёнка в мир музыки с радостью и улыбкой!» Каждое занятие включает в себя следующие разделы: музыкально-ритмические движения, пальчиковая гимнастика, развитие чувства ритма, пение, слушание музыки, игры, пляски, хороводы. Принцип построения занятий – традиционный, но с введением необычных игровых моментов, которые так нравятся детям. Мы стараемся превратить каждое занятие в маленький праздник. Музыкальное занятие начинается с приветствия. Значение приветствия на занятии очень важно. Здороваясь, дети настраиваются на позитив, создаётся атмосфера доброжелательности, заинтересованности и активного участия. Одновременно решаются и педагогические задачи – воспитывается доброе, внимательное отношение друг к другу, формируются коммуникативные навыки. Разнообразное приветствие учит детей звукоподражанию, развивает звуковысотный слух и голос, интонационную выразительность. Развитие чувства ритма, музицирование. Данный раздел является новым в музыкальном воспитании детей и в занятиях выделен особо. Без ритма невозможны пение, движение. Чувство ритма есть у каждого ребёнка, но его необходимо выявить и развить. Разнообразные игры на развитие чувства ритма мы вводим постоянно, и затем неоднократно их повторяем. Пальчиковая гимнастика. Пальчиковая гимнастика играет очень важную роль в общем развитии ребёнка. Упражнения на развитие мелкой моторики укрепляют мелкие мышцы кисти руки, что, в свою очередь, помогает в игре на музыкальных инструментах, в рисовании, а в дальнейшем и письме, помогают детям отдохнуть, расслабиться на занятии. Разучивание при этом забавных стишков, прибауток развивает детскую память, речь, интонационную выразительность. При проговаривании потешки разными голосами у ребёнка развиваются звуковысотный слух и голос, что очень влияет на развитие певческих навыков. Слушание музыки. Слушание музыки в детском саду – очень важное, необходимое, а главное, интересное направление развития детей. Оно направлено на формирование основ музыкальной культуры. Реализовать эту цель помогает доступный детскому восприятию отбор произведений. Мы знакомим детей с произведениями музыкальной классики (отечественной и зарубежной) и народной музыкой. Для лучшего восприятия, мы стараемся к каждому музыкальному произведению подобрать иллюстрацию или игрушку, придумываем небольшие сюжеты. Распевание, пение. Распеванию и пению уделяется очень большое внимание. Собственное исполнение песен доставляет детям удовольствие, радость. Для того чтобы не акцентировать внимание детей на недостатках (прерывистое дыхание, нечёткое произношение, гудение), мы предлагаем им несложные, весёлые песенки-распевки. Пляски, игры, хороводы. Основная цель этого раздела в занятии – дать детям подвигаться под музыкальное сопровождение, создать радостное настроение. Закрепить в непринуждённой атмосфере ритмические движения, правила игры, развивать ориентировку в пространстве, формировать коммуникативные отношения. В хороводе детям достаточно только выполнять движения по показу взрослого и под его пение. Детям достаточно, если они того хотят, подпевать.
С уважением музыкальный руководитель Шириадзинова Надежда Михайловна